Отправлено: 23.01.10 20:14. Заголовок: Органы местного самоуправления как юридические лица
Дорогие Студенты! Пожалейте преподавателей, не называйте муниципальные образования юридическими лицами. Это относится к органам местного самоуправления
Отправлено: 24.01.10 17:15. Заголовок: На зачетах по муници..
На зачетах по муниципальному праву во время текущей сессии некоторые студенты говорили, что муниципальные образования - это и есть органы местного самоуправления
Впрочем, в статусе ОМС как юридических лиц, как мне кажется, есть что-то надуманное и "противоестественное". По крайней мере до тех пор пока п.2 ст.125 ГК РФ действует в нынешней редакции.
цитата:
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности... органы местного самоуправления в рамках их компетенции
Рекомендую прочитать книгу академика О.Е. Кутафина "Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица". Если органы власти - "надуманные юрлица", то тогда кто и как будет вступать в гражданско-правовые отношения, и к кому граждане будут предъявлять претензии?
Отправлено: 24.01.10 20:10. Заголовок: В соответствии со ст..
В соответствии со ст.1069 ГК РФ, вред, причиненный в результате незаконных действий органов местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. Как видим, законодатель здесь исходит из той же ст.125 ГК РФ, где субъектом имущественных отношений выступают муниципальные образования. С учетом этого, статус юридического лица, отвечающего по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, создает, все же, некоторые сложности.
Отправлено: 26.01.10 02:10. Заголовок: Думается, что выявле..
Думается, что выявленные противоречия между нормативным содержанием ст.48 ГК РФ, ст. 125 ГК и статусом ОМС, не отражаются негативным образом на правоприменительной практике, если речь зашла о претензиях граждан к государству (ОМС).
ФЗ-131 вполне четко сформулировал позицию, согласно которой, от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица <...> (ст.41). Далее, Закон конкретизирует эти положения, устанавливая, что ОМС опять же от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом (ст.215 ГК РФ).
Причина, по которой вред, причиненный в результате незаконных действий органов местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, а не за счет, к примеру, обращения взыскания на муниципальное имущество в виде какой-нибудь школы, или лицея, думаю, понятна, - органы местного самоуправления выражают не частно-правовые интересы, а интересы публичные, интересы населения муниципального образования. Отсюда и отличия между классическим пониманием юридического лица в сугубо гражданско-правовом значении и том значении, о котором речь идет применительно к ОМС.
Если же брать споры между гражданами и ОМС, то интересное мнение на этот счет высказал ВС РФ. Суд указал, что "в качестве заявителей по данной категории дел (гл.25 ГПК РФ) могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций – не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий (например, оспаривание органом местного самоуправления отказа регистрирующего органа в государственной регистрации устава муниципального образования или нарушения срока такой регистрации) (п.12 Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 10.02.2009). Таким образом, ВС РФ, фактически, приравнял понятия "заявитель-органицазия" к понятию "ОМС", что, в свою очередь, означает признание за ОМС (если кто-то в этом очень сомневается) статуса юридического лица.
сформулировал позицию, согласно которой, от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица
Думаю, что особой заслуги авторов 131-го закона здесь нет, они просто конкретизировали положения ст. 125 ГК РФ, не так ли?
цитата:
вред, причиненный в результате незаконных действий органов местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, а не за счет, к примеру, обращения взыскания на муниципальное имущество в виде какой-нибудь школы, или лицея, думаю, понятна, - органы местного самоуправления выражают не частно-правовые интересы, а интересы публичные, интересы населения муниципального образования
Школа не является органом местного самоуправления... Если честно, не понял этот пример.
цитата:
Таким образом, ВС РФ, фактически, приравнял понятия "заявитель-органицазия" к понятию "ОМС",
Реь идет о сфере публичных отношений, которая не регулируется гражданским законодательством. Очень хороший пример, кстати, демонстрирующий, что статус органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимо развивать именно в публично-правовой сфере. В России давно назрела необходимость создания развитой категории "юридического лица публичного права". Но вот к сфере имущественных отношений данный пример не применим.
Отправлено: 29.01.10 23:32. Заголовок: Школа не является о..
цитата:
Школа не является органом местного самоуправления... Если честно, не понял этот пример.
Говоря о школе (МОУ), хотел лишь сказать, что в отличие от гражданско-правовых отношений, допускающих обращение взыскания на имущество должника (юрлица), здесь, как Вы и указали, действует ст.1069 ГК РФ.
цитата:
Думаю, что особой заслуги авторов 131-го закона здесь нет, они просто конкретизировали положения ст. 125 ГК РФ, не так ли?
Да, разумеется.
цитата:
В России давно назрела необходимость создания развитой категории "юридического лица публичного права"
Насколько мне известно, и в теоретическом, и в практическом плане, вопросы, касающиеся статуса юридического лица публичного права, не плохо разработаны в административном праве ФРГ. В этом смысле опыт ФРГ может быть полезен для России.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет